Что должен делать руководитель в кризисных условиях и что не должен?

25фев 2015
Что должен делать руководитель в кризисных условиях и что не должен?
Несколько простых решений: что надо и что не надо делать сейчас владельцу бизнеса.

После того как в нашей стране возникали кризисы (например в 1993, 1998, 2008)  мои клиенты задавали одни и те же вопросы: что такое кризис, что им делать, куда сейчас инвестировать финансы, в какой валюте работать или к какой привязываться. Я давал советы, которые многим помогли. На самом деле эти советы актуальны и в то время когда кризиса нет и помогают к нему подготовиться. Излагаю некоторые свои рекомендации для Вас. 

Что должен делать руководитель:  

1. Не поддаваться панике. Если это необходимо "иметь хорошую мину при плохой игре",  быть островком стабильности для своих подчиненных. Пока руководитель сам не разобрался в том, чем плох или хорош кризис, лучше не применять каких-либо изменений в работе компании.  

2. Быстро разобраться, чем плох или хорош кризис для вашей компании. Для этого потребуется собрать все данные о влиянии кризиса на вашу отрасль экономики, сферу деятельности, провести оценку активов и обязательств своей компании. Нужно сделать пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации. Правда обычно находится где-то посередине. 

3. После того, как общие тенденции в вашей области деятельности поняты, а имеющиеся ресурсы и обязательства оценены, нужно создать план действий, в котором описать стратегические и тактические действия, которые позволят использовать кризисную ситуацию себе на пользу.

4. Нужно выполнить составленный Вами план действий, несмотря на препятствия. Тут важно помнить, что даже самый гениальный план сам по себе не приведет к успеху. Настойчивость, жесткая дисциплина и четко применяемая система наказаний и поощрений приведут к выполнению антикризисного плана и позволят вывести организацию в лучшее состояние, чем она была до кризиса.    

Чего руководитель не должен делать ни в коем случае: 

1. Паниковать, изменять успешную систему работы организации. 

2. Вообще не проводить исследований о том, как кризис может отразиться на деятельности вашей организации. Не контролировать активы и обязательства. 

3. Не иметь плана действий на год, месяц, неделю. Действовать так же, как и прежде, не учитывая изменившихся обстоятельств.

4. Не контролировать своих подчиненных, не добиваться повышения результатов работы и не применять в деятельности систему наказаний и поощрений.

По поводу вопроса, в какой валюте хранить деньги я процитирую господина Геращенко, когда он был Главой Центробанка России, ему задали вопрос, где-то в 2002 году: в какой валюте он сам хранит накопления и в какой валюте советует хранить их своим знакомым. Он ответил, что деньги вообще не копит, а сразу вкладывает в то, что нужно для жизни и тратит на то, что ему необходимо и своим знакомым рекомендует также деньги не копить, а вкладывать в реальные ценности. 

Совет верный. Cами подумайте,  с 2003 года цены на недвижимость выросли раз в 6!, на землю в 15 раз!!!, а зарплаты выросли максимум раза в 3, а курсы валют вообще упали и те, кто держал сбережения в долларах или евро, да и в рублях - практически потеряли все сбережения, учитывая их уменьшившуюся покупательную способность и инфляцию. 

Я даю такую же рекомендацию в любой кризис - вкладывайте в инструменты, с помощью которых можно больше зарабатывать, покупайте подешевевшее жилье, офисы, землю, скупайте бизнес разорившихся конкурентов. Главное, чтобы то, что Вы покупаете увеличивало Ваши доходы или экономило для Вас средства прямо сейчас. 

Если нужны денежные накопления - храните деньги в нескольких валютах: например часть в долларах, часть в евро, часть в рублях, часть в фунтах, часть в иенах, часть в швейцарских франках.

Если Вы торгуете, то продавайте в растущей валюте - например, в долларах и евро, а покупать старайтесь в падающей валюте. Но главное - не позволяйте кризису уменьшить Вашу оборачиваемость, просто подстрахуйтесь - берите предоплату, залог.  

Хорошее средство долгосрочного хранения это золото и серебро - в любом случае эти металлы всегда в цене.  

Но самое лучшее, на мой взгляд - построить свой независимый от внешних влияний бизнес - инвестировать в него и получать дивиденды. 

Во времена кризисов есть общая тенденция - люди покупают только то, без чего они обойтись не могут и то, что при этом дешевле. Это могут быть продукты, товары народного потребления, какие-то услуги, без которых нельзя выживать или работать. Но во время кризиса, если просто дешево продавать - обанкротишься, поэтому реально выживают и растут такие организации, которые хорошо организованы и могут организовать больший уровень производства при минимальной прибыльности. 

Короче говоря, выживут и больше разовьются те, кто уже эффективно работал раньше, имеет отлаженный бизнес и сейчас за счет падения конкурентов, их бизнес вообще будет расти в разы! В принципе не важно чем заниматься - главное делать это профессионально и давать хороший и востребованный продукт.

С уважением, Моргун Руслан Витальевич,
партнёр БизнесФорвард

25-26 ноября 2016 г. в Ульяновске пройдёт семинар
Владимира Турова
"Легализация: как снизить налоги законно и безопасно"

Смотрите также:

Проблемы самомотивации. Линн Айронс 09.09.2014 Проблемы самомотивации. Линн Айронс
Что делать владельцу бизнеса в ситуации, когда "делать надо, а не хочется?"
Смертельные ошибки для бизнеса сейчас 19.09.2014 Смертельные ошибки для бизнеса сейчас
Новая статья Владимира Кусакина. Что делать и не делать сегодня владельцу бизнеса?
Стратегии управления групповым саботажем 07.10.2015 Стратегии управления групповым саботажем
Задача этой статьи - помочь руководителям и владельцам бизнеса начать лучше контролировать свою компанию и то, что в ней происходит.
Основная функция руководителя 02.11.2015 Основная функция руководителя
Как найти толкового заместителя и что ему поручить? Ответ - в экспертной статье Дмитрия Кайзера.
Как сделать работу руководителей более эффективной 01.10.2014 Как сделать работу руководителей более эффективной
Статья хорошего знакомого БизнесФорвард, Дмитрия Кайзера о том, как жить, даже если вы - директор!
×
Студия развития бизнеса